На главную...

История Ульяновского Автомобильного Завода

История Ульяновского завода началась с июля 1941 года, когда Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение об эвакуации из Москвы в Сибирь, на Урал и Волгу ряда крупных предприятий. С первого дня закипела работа. Чуть более двух месяцев ушло на наладку производства, и к новому 1942 году цех боеприпасов выпустил свою новую продукцию - авиационные снаряды. Разумеется, снарядами завод не ограничился. К маю 1942 года было собрано 5 первых автомобилей ЗИС-5. А в июле 1942 года, когда темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки, Ульяновский филиал N4 ЗИС (УльЗИС) был официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. Здесь же собирали походные мастерские на их базе, двигатели для малолитражек и газогенераторные установки для ЗИС-21. Весной 1943 года главного конструктора Шапошника Б. Л. вызвал в Москву нарком Акопов и дал указание готовить к производству новый дизельный грузовик. А к 22 июня ГКО решился на строительство в Ульяновске автомобильного завода. Городской исполком тут же выделил на это 2000 га земли за рекой Свиягой (пока новые конструкторы и технологи ютились в ульяновском Дворце Книги, потом в краеведческом музее…) - и уже осенью 1944 года штат переехал на новую территорию. Но первый опытный образец дизельного грузовика (УльЗИС-253), не уступающий американскому "Студебеккеру", заводчане собрали еще в мае. К сожалению, этот автомобиль по ряду обыкновенных причин в серию не пошел… В конце 1944-го завод наладил выпуск ГАЗа-АА - знаменитой полуторки. Три года ушло на создание технической базы, и 26 октября 1947 года на свет появился первенец. В 1950 г. прошел дорожные испытания первый ульяновский грузовик УАЗ-300. Но и он печально миновал производство. Не был готов завод к выпуску таких машин… Зато увеличился выпуск грузовичков ГАЗ-ММ, практически не отличавшихся от ГАЗ-АА. Летом 1955 года прибыл приказ министра автомобильной промышленности СССР - освоить легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-69, ГАЗ-69А и прицепы к ним. "Отцом" этих вездеходов, сошедших с горьковского конвейера в 53-м, был Г. Вассерман. Первые тысячи зеленых "козликов" собирали из узлов и деталей, поступивших на завод из Горького. За свою надежность и простоту в эксплуатации ГАЗ-69 быстро стал повсеместно народным любимцем, а в 1956 г. вышел на мировой рынок. Уже в 1959 году ульяновские вездеходы импортируют 22 страны! Спустя 2 года завод начинает выпуск полноприводного семейства УАЗ собственной конструкции: семейство "451" с одним ведущим мостом, малотоннажный "450Д" и санитарный "450А". Вагонная компоновка с плавными обводами, гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, несколько носилочных и посадочных мест в салоне, два ведущих моста и мягкая подвеска - целая революция в автомобильной технике. Во всем мире тогда не нашлось достойного конкурента! В январе 1961-го УАЗ родил грузовик с бортовой платформой - 451Д и фургон 451, одновременно не переставая рационализировать старые модели. 1965 год был на редкость плодотворен: вышла модель УАЗ-452А, снегоход на базе УАЗ-451Д (с управляемыми лыжами вместо передних колес), снегоболотоход с четырьмя гусеничными движителями и, наконец, после 6-летнего корпения над кабиной, подвеской и мостами, инженеры решились на испытания "469-го". К 70-м годам минавтопром настолько охладел к прогрессу, что не желал выделять дополнительные фонды. Потому подготовка к освоению УАЗ-469, требующая немалых вложений, шла со скрипом. Лишь в марте 1971 года, посмотрев на вездеход, министр согласился выделить средства… Коллективу завода предстояло в сжатые сроки передать производство ГАЗ-69 на другие предприятия и готовиться к бесперебойной и ритмичной работе с 1972 года. Так знаменитый "козел" получил путевку в жизнь. Если составить список всех стран, куда экспортировались с 1956 года машины из Ульяновска, в него войдут чуть ли не 100 государств. Для того, чтобы завоевать такой широкий рынок сбыта, УАЗу пришлось пройти немало испытаний. В 1974 году УАЗ-469 поднялся на вершину Эльбруса (4000 м) всего за 25 минут с остановками (только в конце 90-х энтузиасты повторили сей подвиг на "Лендровер-Дефендер"). Год спустя "козлика" испытали в Сахаре, а в 1979 - в Кара-Куме (раньше машины подобного класса там не ходили). Итальянцев УАЗик поразил на трансафриканском пробеге, и много лет потом они возили в "козлах" туристов на вулканы Везувий и Этна. С начала 60-х годов завод стал сотрудничать с итальянской фирмой братьев Марторелли, которая покупала ГАЗ-69, а затем и УАЗы. А потом даже разработали совместную модель УАЗ-Марторелли... В 1989 году по приглашению Центрального телевидения команда испытателей приняла участия в экспедиции Великий Шелковый путь. УАЗы прошли по дорогам Средней Азии 10 тыс. км, ни в чем не уступая "Мерседесам"! В 1983 году группа ульяновских конструкторов получила правительственные награды за изобретение плавающего автомобиля "Ягуар". Скорость этого армейца на воде - 8-10 км/ч., серийных мировых аналогов пока нет. 13 февраля 1997 года на заводе пущен новый цех 3160-х и организовано производство автомобилей малых серий (ПАМС). Первым здесь освоился УАЗ-3153 с удлиненной базой. С 5 августа 1997 года с ленты главного конвейера сошла первая опытная партия УАЗ-3160. Технические решения позволили повысить надежность вездехода, увеличить ресурс до 220 тыс. км. Установка новых двигателей - бензиновых и дизельных (от 100 до 120 л.с.) - позволит снизить расход топлива до 14 литров на 100 км. Сегодня завод выпускает более 60 тысяч автомобилей ежегодно. Кроме того, наращивает темпы производство внедорожников нового семейства УАЗ-3160 и УАЗ-3162: за последний месяц их выпущено почти 200 штук. Последняя глобальная проблема, вставшая перед заводом - погашение задолженности перед федеральным бюджетом, но и её предприятие должно решить уже в ближайшие годы. Мы присоединяемся к поздравлениям и надеемся, что и впредь Ульяновский автомобильный завод не будет буксовать на ниве российского бездорожья.

На главную...